Вищий адміністративний суд України
Про ВАСУ
Пленум ВАСУ
Cудова практика
НКР при ВАСУ
Система адміністративних судів
Суддівське самоврядування
Законодавство
Міжнародно-правове співробітництво
Відомості з декларацій
ІНФОРМАЦІЯ щодо реалізації Закону України "Про очищення влади"
Видавнича діяльність
Вакансії
Інформація про державний бюджет
Запобігання і протидія корупції
База правових позицій

До уваги громадян!

У зв’язку з численними зверненнями громадян щодо порядку роботи Вищого адміністративного суду України з урахуванням призначення суддів нового Верховного Суду, повідомляємо

Огляд ЗМІ: Судді обговорили новели проекту Кодексу адміністративного судочинства України

28 квітня 2017, 12:41

Применение админсудами любых принудительных мер относительно граждан — это нонсенс, — А. Пасенюк, судья КСУ в отставке

27 апреля 2017 года Источник: Юридическая Практика

Сегодня в информационном агентства ЛИГАБизнесИнформ состоялся круглый стол «Новеллы проекта Кодекса административного судопроизводства Украины». Мероприятие было организовано общественными организациями «Всеукраинская ассоциация административных судей», «Ассоциация налоговых советников», «Ассоциация развития судейского самоуправления» и Ассоциацией адвокатов Украины. В ходе круглого стола эксперты обсудили ключевые новации административного процесса, предложенные в законопроекте «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» (№ 6232), который 23 марта с.г. был внесен Президентом Украины на рассмотрение парламента.

Участники мероприятия — представители судейского и адвокатского сообществ— в целом позитивно оценили предложенную редакцию Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ), при этом к отдельным новациям высказали ряд замечаний.

«Человек никоим образом не может быть объектом принуждения со стороны административных судов», — выразил убеждение президент Всеукраинской ассоциации административных судей, судья Конституционного Суда Украины в отставке Александр Пасенюк. Он обратил внимание на концептуальную проблему действующего законодательства: на то, что физическое или юридическое лицо может выступать ответчиком по определенным категориям административных дел. Так, в соответствии с частью 4 статьи 50 действующего КАСУ, граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства, их объединения, юридические лица, не являющиеся субъектами властных полномочий, могут быть ответчиками по определенным административным искам субъекта властных полномочий, в частности, о временном запрете (приостановке) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан; о принудительном роспуске (ликвидации) объединения граждан; о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины; об ограничении реализации права на мирные собрания (собрания, митинги, шествия, демонстрации и т.д. «Концептуальная неприемлемость такой позиции кодекса — очевидна, поскольку применение административными судами любых принудительных мер относительно граждан — это нонсенс, особенно когда речь идет, например, о реализации права граждан на мирные собрания, предусмотренного статьей 39 Конституции Украины», — подчеркнул г-н Пасенюк, добавив, что на этот важный аспект разработчики проекта новой редакции КАСУ, к сожалению, не обратили должного внимания.

В соответствии с европейскими стандартами, физическое или юридическое лицо в административном судопроизводстве действительно не может быть ответчиком,— отметил заместитель председателя Высшего административного суда Украины (ВАСУ) Михаил Смокович. И этот вопрос, по его словам, обсуждался членами Совета по вопросам судебной реформы при создании новых процессуальных правил. Новым кодексом, по его убеждению, указанный вопрос урегулировать не удастся, поскольку сегодня государство еще не настолько доверяет органам власти, чтобы их решения были такими, которые подлежат исполнению принудительно. Как отмечалось, в нынешних конституционных реалиях выти из действующего правого поля, предусмотрев в новой редакции КАСУ запрет на обращение субъекта властных полномочий в суд по таким вопросам, не удастся.

Большинство новаций, предложенных судебными реформаторами, Михаил Смокович оценил высоко, а проект КАСУ в целом назвал максимально комфортным для граждан. При этом он акцентировал внимание на возможных рисках, в частности на предложении, чтобы дела, которые сегодня ВАСУ рассматривает в качестве суда первой инстанции (это споры, стороной в которых выступает глава государства, парламент, Высший совет правосудия, Высшая квалификационная комиссия судей Украины и прочие, коих в среднем за год ВАСУ рассматривает порядка 500), рассматривались вначале Кассационным административным судом нового Верховного Суда (ВС), а затем Большой палатой ВС в апелляционном порядке. Учитывая ключевую функцию Большой палаты ВС по обеспечению единства практики и другие ее полномочия, с рассмотрением еще и указанной категории административных дел это структурное подразделение в составе нового ВС может не справится. Г-н Смокович ратует за иной алгоритм: вначале такие дела должны рассматриваться Киевским апелляционным административным судом, а в апелляционном порядке — Кассационным административным судом ВС, — и надеется, что законодатели прислушаются к такому предложению.

В экспертной дискуссии обсуждались и другие новации, которые планируют предусмотреть в административном процессе, в том числе новые формы производств по типовым, образцовым и малозначительным делам и новый концепт урегулирование споров с участием судьи.

По итогам круглого стола была принята резолюция. Участники мероприятия решили обратиться к председателю парламента Андрею Парубию с призывом безотлагательно инициировать внесение в повестку дня шестой сессии Верховного Совета Украины нынешнего созыва законопроекта №6232, и рассмотреть его в кратчайшие сроки с учетом предложений, разработанных экспертами в сфере права. «Затягивание принятия указанного законопроекта будет блокировать начало функционирования нового Верховного Суда, конкурс в который подходит к концу, и замедлять темпы реализации судебной реформы, главной целью которой является справедливый суд для каждого, как это предусмотрено в статье 6 Конвенции защите прав человека и основных свобод. Кроме того, участники круглого стола считают, что реализация судебной реформы является важным составляющим элементом укрепления Украины как демократического и правового государства. Дальнейшая успешная реализации задач реформы, как и начало функционирования ВС в ближайшие месяцы, должны стать первоочередными шагами Верховного Совета Украины как законодательного органа на пути утверждения принципа верховенства права, борьбы с коррупцией и обеспечения гражданам Украины гарантий защиты их прав, и, как следствие, устойчивого, предсказуемого развития Украины», — отмечается в резолюции.


 
 
Список справ, призначених до розгляду
Список автоматичного розподілу справ
Судовий збір
Інформація щодо стадій рощгляду судових справ
Надіслати повідомлення ВАСУ
Контакти
Довідкова інформація для громадян

Судова влада України
Електроний суд
Реєстр судових рішень
ВАСУ в мережі Facebook


©2015 Вищий адміністративний суд України
лист вебмайстру